Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


12.04.18
129493 34 Печатать

Аванс и зарплата: в какие сроки выплачивать

Вісник. Офіційно про податки

Сроки и периодичность выплаты заработной платы работникам регулируются ст. 115 КЗоТ и ст. 24 Закона об оплате труда.

Конкретные сроки выплаты заработной платы должны быть установлены в одном из следующих документов:

  • коллективном договоре;
  • нормативном акте работодателя, согласованном с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов - представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом).

При установке сроков выплаты в вышеупомянутых документах следует придерживаться того, что заработную плату выплачивают:

  • в рабочие дни по графику работы предприятия;
  • не менее двух раз в месяц;
  • через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней
  • не позднее семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата.

Для установления сроков выплаты заработной платы месяц необходимо разделить на две части. Половиной месяца считается 15 календарных дней. Следовательно, заработная плата за первую половину месяца (аванс) должна выплачиваться в период с 16 по 22 число каждого месяца, а за вторую - с 1 по 7 число следующего месяца.

При этом в коллективном договоре должна быть указана конкретная дата выплаты заработной платы, например за первую половину месяца - 16 число месяца, а за вторую - 1 число следующего месяца.

СПРАВОЧНО:  В случае если день выплаты заработной платы совпадает с выходным, праздничным или нерабочим днем, заработная плата выплачивается накануне.

Следует обратить внимание, что соблюдение промежутка между выплатами заработной платы не более 16 календарных дней не является обязательным, важно, чтобы такой промежуток был соблюден при установлении сроков в коллективном договоре (нормативном акте работодателя).

Например, в коллективном договоре установлен срок выплаты заработной платы за первую половину текущего месяца (аванса) - 16 число, а за вторую (окончательный расчет месячной заработной платы) - 1 число следующего месяца. Поэтому заработную плату за первую половину апреля 2018 г. необходимо выплатить 16.04.2018 г., а заработную плату за вторую половину апреля 2018 года - не позднее 27.04.2018 г. (по графику работы предприятия 01.05.2018 г. - выходной день, поэтому заработная плата выплачивается накануне). При этом выплата заработной платы за первую половину мая 2018 г. проводится в срок, установленный в коллективном договоре, а именно 16 мая.

ВАЖНО! Выплата заработной платы ранее сроков, указанных в коллективном договоре, не считается нарушением.

Размер заработной платы за первую половину месяца определяется также коллективным договором (нормативным актом работодателя, согласованным с профсоюзом) и не может быть меньше оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада работника). То есть размер аванса должен составлять не менее 50% тарифной ставки (должностного оклада) работника за этот месяц. Эта норма должна выполняться как для работников с повременной формой оплаты труда, так и для работников со сдельной оплатой труда. При этом для сдельщиков размер аванса должен рассчитываться в сумме оплаты за фактический объем произведенной продукции (работ, услуг) исходя из сдельных расценок.

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • Сомневающийся
12.04.18 01:41

у ФОПа нет: коллективного договора; выборного органа первичной профсоюзной организации или другого уполномоченным на представительство трудовым коллективом органатрудового коллектива

Ответить
  • Марина
12.04.18 09:04

Сомневающийся, строки выплаты зарплаты нужно указывать в трудовом договоре.

Ответить
  • Буржуй
12.04.18 07:25

Сомневающийся, согласен. Все что должен сделать ФОП это-заключить трудовой договор, подать уведомление в налоговую о приеме на работу, платить з/п 2 раза в месяц и индексировать ее по необходимости. Все остальное -фантазии "Держпраци". Но как сказал инспектор- "Не могу понять этих Фопов -неужели сложно заполнять каждый день табель и написать штатное и коллективный договор.? Этож много времени не займет. А то потом ходят , жалуются." Единственное , они признают , что ФОП не должностное лицо и штрафовать его по КУоАП сложно.

Ответить
  • Фопиева кислота
12.04.18 08:22

ФОП должен издать распоряжение о сроках выплаты зарплаты, и платить не после гуляний в ночном клубе, в 5 утра. А если нет табеля, за что платит ФОП? За бодяжение алко?

Ответить
  • *
12.04.18 08:53

Фопиева кислота, это личное дело ФОПа. Платит за вдохновение. Пережитки совка никак не уберут из законодательства. Весь цивилизованный мир уже работает на дистанции, и за табеля никого не штрафуют. 

Ответить
  • Ю
12.04.18 10:29

*, вот, вот. Работодатель должен платить за результат работы по сути, а не за попочасы, поэтому какой табель и кому, кроме держпраци он нужен?

Ответить
  • Держ и карман
12.04.18 15:07

Ю,раб должен знать систему оплаты, за часы, дни, объемы продаж... или за постель...

Ответить
  • *
12.04.18 17:57

Держ и карман, если двое обоюдно согласны на схему оплаты, то они с этим соглашаются в договоре. Хотят табелировать, пусть табелируют, если пропишут в договоре почасовку. Но разве табель единственно возможный вариант подтверждения отработанных часов? Может, электронной проходной будет достаточно? Это как вариант. Зачем совковая макулатура нужна, да еще и под штрафы?

Ответить
  • аРко
12.04.18 08:23

Много ерунды  понаписывали, писаки.

Ответить
  • охохо
12.04.18 09:04

аРко,им же надо оправдать такую огромную армию бумагомарателей, которые и гривны не заработали

Ответить
  • Неслучайно
12.04.18 09:01

Якось незрозуміло "Размер заработной платы за первую половину месяца определяется также коллективным договором (нормативным актом работодателя, согласованным с профсоюзом) и не может быть меньше оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада работника). То есть размер аванса должен составлять не менее 50% тарифной ставки (должностного оклада) работника за этот месяц." А якщо в першій половині місяця робочих днів менше ніж у другій, то нарахується менше ніж 50%. Перше речення - погоджуюсь, а друге речення - чорті що .......

Ответить
  • бух_зп
12.04.18 10:04

Неслучайно,  согласна. Также всегда цепляюсь за этот вопрос.  При авансе в этом месяце получается, что он будет за 9 р.д., а зарплата - за 11р.д. Так, вроде бы и выполняем условие фактически отработанного времени, но вдруг нарушаем требование 50%.. Кто сталкивался - это повод для раздумий или не париться и считать, как есть?

Ответить
  • Мирра
12.04.18 10:09

"Например, в коллективном договоре установлен срок выплаты заработной платы за первую половину текущего месяца (аванса) - 16 число, а за вторую (окончательный расчет месячной заработной платы) - 1 число следующего месяца. Поэтому заработную плату за первую половину апреля 2018 г. необходимо выплатить 16.04.2018 г., а заработную плату за вторую половину апреля 2018 года - не позднее 27.04.2018 г. (по графику работы предприятия 01.05.2018 г. - выходной день...." - а что 30.04 -выходной??!!

Ответить
  • ***
12.04.18 15:10

Мирра,выплатила зарплату 27.04, а сотрудник (не дай Бог) умер 29.04 ???!!  Брееед!

Ответить
  • ^^^
12.04.18 10:43

Мирра, рабочий день с 30.04 переносится на 05.06.

Ответить
  • мирра
12.04.18 11:27

^^^,  Спасибо!
Как они задолбали со своими переносами 

Ответить
  • Юрий
12.04.18 12:42

мирра, Вас ничто не обязывает переносить дни. В данном случае это всего лишь рекомендация

Ответить
  • Лора
12.04.18 14:02

Юрий, оно то да, но нет) банки всегда работают  в соответствии с рекомендациями о переносах рабочих дней, поэтому, даже имея огромное желание выплатить зп 30/04 - фактически осуществить это не возможно

Ответить
  • Че
12.04.18 15:09

Лора,банки на мыло- за неисполнение Закона.

Ответить
  • ^^^
12.04.18 12:20

мирра, не за что, кстати на 05.05, а не на 05.06, ошиблась.

Ответить
  • Наталія
12.04.18 10:36

Згідна з Неслучайно та бух_зп ,що за першу половину місяця не може бути нараховано менше ніж 50 %.Де це написано в якому Законі?Чітко є,що зарплата за 1-у половину місяця не може бути меншою за фактично відпрацьований час, а фактично відпрацьований час в деяких місяцях може бути меншим,ніж половина місячної норми.Тому і платити можна менше за 50 %.Все інше видумки різних консультантів.

Ответить
  • клава
12.04.18 10:45

А если работник не работал ( был в отпуске, на с\сч и т.д.) какие 50%?

Ответить
  • Светлана
12.04.18 11:14

клава,еще есть нюанс- в случае не отработанной первой половины месяца,аванс выплачиваем за фактически отработонное время, что прописано в колдоговоре и т.д.

Ответить
  • клава
12.04.18 12:32

Светлана,  цитата: "То есть размер аванса должен составлять не менее 50% тарифной ставки (должностного оклада) работника за этот месяц." однозначно указано. Или читаем по-разному?

Ответить
  • Светлана
12.04.18 14:23

клава,"Заробітну плату за першу половину місяця виплачувати в розмірі 50% посадового окладу(тарифної ставки) працівника. Якщо працівник у першій половині місяця відпрацював не всі робочі дні(години), суму заробітної плати визначати за фактично відпрацьований час."

Ответить
  • клава
12.04.18 15:22

Светлана, извините, но этой цитаты я в тексте не нашла.

Ответить
  • бух_зп
12.04.18 13:25

клава, это прекрасно)))... а если работнику выплатили отпуск в предыдущем месяце, или он на больничном , и больничный будет считаться из расчета мин.зп... или вообще отпуск за свой счет или просто загулял?.. А мы такие  - "нет, держи свои 50% оклада, потом сочтемся при расчете зп"... и будем бегать за ним, просить деньги вернуть в кассу... это если он еще не уволится вдруг в той же середине месяца..


Ответить
  • клава
12.04.18 14:03

бух_зп,  вот и я о том же. Они путают (или пукают), а нам голову ломать "И что они хотели этим сказать?
"

Ответить
  • оптимист
12.04.18 13:45

для клава сейчас не существует понятие аванс.

Ответить
  • клава
12.04.18 14:01

оптимист, это не для меня, я слово "аванс" не применяю, а в платежках пишу "З-та за первую половину месяца".  Подскажите это тем, кто писал статью.

Ответить
  • Лола
12.04.18 15:41

Мы юр лицо у нас нет кол договора и трудового, просто есть приказы о приёме и все как быть?

Ответить
  • МС
13.04.18 19:37

Лола, и кол.договор не обязателен на предприятиях, и трудовые договоры в письменном виде обязательны только в отдельных случаях: "нова редакція ч. 3 ст. 24 КЗпП не встановлює обов’язковість укладання трудового договору як окремого документа з усіма працівниками. Обов’язок щодо укладення письмових трудових договорів у вигляді окремого документа виникає у роботодавця у випадках, закріплених в ч. 1 ст. 24 КЗпП (при організованому наборі працівників, при укладенні трудового договору про роботу в районах з особливими природними географічними і геологічними умовами та умовами підвищеного ризику для здоров’я, при укладенні контракту, у випадках, коли працівник наполягає на укладенні трудового договору у письмовій формі, при укладенні трудового договору з неповнолітнім, при укладенні трудового договору з фізичною особою-роботодавцем тощо)."

Ответить
  • normal
04.04.19 11:33

В советское время зарплату выплачивали 5-го числа, а аванс 20-го. Размер аванса составлял 40% от оклада. При таком расчете сумма аванса и зарплаты "на руки" была практически одинаковой.Зачем понадобилось  изобретать велосипед?

Ответить
  • Виктория
11.12.19 18:52

У меня есть сотрудники, рабочие ,которые категорически не согласн на разбивку зарплата-аванс. Долго думала, что в этом случае делать ,с учетом того-всего-то на предприятии 4 человека, из которых два рабочих. Вспомнила как это делали в советские времена на советском заводе: от каждого брали заявление на согласие или отказ на аванс. Вот и все. Пока не встретила нигде обязаловки в нарушении желания рабочего. Может и не права? Кто знает, буду рада за коммент.

Ответить
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям