Суть спора. Между работодателем и заместителем директора был заключен трудовой договор. Но его изюминка заключалась в том, что в дальнейшем стороны заключили дополнительное соглашение к трудовому договору, где был указан такой интересный пункт: «За выполнение обязанностей, предусмотренных этим трудовым договором, заместителю директора ежемесячно выплачивается за счет средств общества заработная плата в размере 6500 евро после отчисления всех надлежащих налогов и платежей, которая выплачивается в национальной валюте Украины — гривне, в соответствии с наличным курсом продажи грн./евро по состоянию на фактическую дату выплаты».
Это положение привело к спору между работником и работодателем.
Позиции сторон. Работодатель просил суд признать недействительным такое дополнительное соглашение. Он считал, что его условия не соответствуют требованиям законодательства. Так, установление заработной платы работника в иностранной валюте запрещается ст. 99 Конституции, где указано, что денежной единицей Украины является гривня. Кроме того, ни КЗоТ, ни Закон об оплате труда не предусматривают возможность установления заработной платы в инвалюте.
Работник же настаивал на том, что несмотря на то, что размер его зарплаты был установлен в иностранной валюте — евро, однако зарплата выплачивалась в гривне, а это не запрещено в Украине. Кроме того, дополнительным соглашением его права не нарушались, потому признать его недействительным нельзя.
Решение дела судами. Суд первой инстанции, как и его коллеги из апелляционной инстанции, стал на сторону работника. По их мнению, анализ условий оспариваемого дополнительного соглашения свидетельствует о том, что работодатель и работник договорились о том, что выплаты осуществляются в нацвалюте Украины — гривне.
Это никоим образом не нарушает требования статьи 99 Конституции Украины.
Кроме того, исходя из материалов дела, налоги и отчисления из заработной платы ответчика осуществлялись работодателем в гривневом эквиваленте 6500,00 евро.
Верховный Суд поддержал своих коллег. Представители Фемиды пришли к заключению: «…закон предусматривает обязательность осуществления платежей на территории Украины в национальной валюте, однако не содержит запрета на использование в расчетах размера денежных обязательств иностранной валюты или других расчетных величин».
Мнение редакции. В свое время мы уже обращались к этому вопросу — публиковали официальное разъяснение представителя Минсоцполитики*. Основной вывод: работодатель может установить размеры зарплаты работников в привязке к инвалюте, однако выплачивать ее работникам-резидентам следует в гривнях.
* Статья «Зарплата в инвалюте?» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 12).
Собственно то же самое видим и в заключениях судебных органов.
Так, ст. 21 Закона об оплате труда закрепляет право работника на оплату его труда в соответствии с актами законодательства и коллективным договором на основании заключенного трудового договора. В этом же Законе указано, что заработная плата работников предприятий на территории Украины выплачивается в денежных знаках, которые имеют законное обращение на территории Украины.
Верховный Суд для обоснования своего решения использовал положение ГКУ, который можно применять к трудовым отношениям, если они не урегулированы другими законодательными актами. Так, согласно ч. 1 ст. 533 ГКУ денежное обязательство должно быть выполнено в гривнях. В то же время ч. 2 этой же статьи допускает, что стороны могут определить в денежном обязательстве денежный эквивалент в иностранной валюте.
Добавим, что Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII определяет, что единым законным платежным средством на территории Украины является гривня, за исключением расчетов по операциям, предусмотренным ч. 2 ст. 5 этого Закона, которые могут проводиться не только в гривне, но и в инвалюте. Так, исключения определены постановлением Правления НБУ «Об утверждении Положения об осуществлении операций с валютными ценностями» от 02.01.2019 г. № 2 для дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в Украине, представительств международных организаций на территории Украины и морских агентов.
Следовательно, по общим правилам зарплату работникам следует выплачивать в гривне.
Однако, внимание! В указанных выше нормативных документах речь идет именно о выплате заработной платы, а не об определении (установлении) ее размера.
Трудовое законодательство не содержит запрета на привязку зарплаты к инвалюте! Поэтому и прогнозируемый вывод: устанавливать заработную плату в иностранной валюте можно.
Обычно к валюте привязывают именно оклады (месячные тарифные ставки) работников. Но здесь есть одна проблема. Если курс гривни к инвалюте вырос — к работодателю никаких претензий не будет. Выплата зарплаты в большем размере всегда приветствуется. А вот если курс упал, ситуация усложняется. При выполнении одной и той же месячной (часовой) нормы труда работник получит меньшую сумму основной зарплаты в гривне. В случае с окладами (месячными тарифными ставками) это недопустимо!
Ведь размер оплаты труда является существенным условием труда. Его изменение в сторону уменьшения в одностороннем порядке по инициативе работодателя возможно исключительно в связи с изменениями в организации производства и труда не раньше чем через два месяца после уведомления работника.
Но и здесь есть выход. Например, в коллективном договоре можно указать, что заработная плата устанавливается, допустим, в евро и выплачивается в национальной валюте Украины с перерасчетом по курсу НБУ на последний день месяца, за который она выплачивается, но не ниже курса, согласно которому выплачивалась заработная плата за предыдущий месяц.