* Статьи «Бухгалтер — субъект первичного финмониторинга: час «Ч» настал» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 18); «Кто из бухгалтеров — субъект первичного финмониторинга?» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 10).
Итак, Закон № 361** признал в качестве субъектов первичного финмониторинга (а точнее, в качестве специально определенных субъектов первичного финмониторинга), в частности (п.п. 7 п. 2 ст. 6 Закона):
— бухгалтеров, субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету;
— субъектов хозяйствования, осуществляющих консультирование по вопросам налогообложения.
При этом особо подчеркнем, что штатных бухгалтеров (в том числе главных бухгалтеров), т. е. тех, кто предоставляет такие услуги (правильнее говорить — выполняет соответствующие обязанности) субъекту хозяйствования по договору найма (как работник), все эти требования не касаются. Об этом прямо сказано в п. 7 ч. 2 ст. 6 Закона № 361. «Доносить» на своего же работодателя они не должны.
А вот «НЕнаемные» бухгалтеры, а также субъекты хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере бухучета или осуществляют консультирование по вопросам налогообложения, обязаны выполнять требования Закона № 361.
Формально в эту когорту попадают:
— бухгалтеры — самозанятые лица, но не ФЛП (теоретически возможный, но редкий вариант);
— бухгалтеры — физлица, предоставляющие услуги по ГПД-договорам (но можно ли такое лицо, в принципе, называть бухгалтером?);
— ФЛП и юрлица, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
— ФЛП и юрлица, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения.
А вот если, например, консультирование по вопросам налогообложения осуществляется физлицом (не ФЛП) по ГПД, то тогда, выходит, такое лицо не является субъектом первичного финмониторинга. Ведь в отношении услуг консультирования по вопросам налогообложения в качестве СПФМ Закон № 361 называет только субъектов хозяйствования.
Какие сложности сразу возникли? Первое, что вызвало вопрос, — о каких конкретно бухуслугах/услугах консультирования по вопросам налогообложения идет речь? Неужели обо всех без исключения?
Если, например, предоставляются устные консультации, которые не предполагают получение сведений о хозоперациях клиента, является ли тогда лицо, предоставляющее подобные услуги, СПФМ?
На первый взгляд кажется, что, предоставляя любые услуги по бухучету / консультированию по вопросам налогообложения, субъект признается СПФМ. Ведь, например, для нотариусов, адвокатов Закон № 361 четко определил «круг операций», которые являются для них «объектом финмониторинга» (см. ст. 10 Закона № 361). А вот для тех, кто предоставляет услуги по бухучету / налоговому консультированию, подобный круг операций не очерчен. Но, считаем, это не совсем так.
Если исходить из общего прочтения Закона № 361 и главной цели, с которой вводятся эти изменения (чтобы бухгалтер / налоговый консультант информировал о подозрительных финансовых операциях клиента), то следует обратить внимание на следующее:
— во-первых, ст. 2 Закона № 361 говорит о том, что этот Закон распространяется на лиц, которые обеспечивают проведение финансовых операций. Поэтому если вид предоставляемых клиенту услуг, в принципе, не предусматривает доступа к информации о финансовых операциях клиента, то есть все основания считать, что вы не являетесь субъектом первичного финмониторинга. И соответственно не должны выполнять возложенные на них обязанности, в частности, касающиеся и постановки на учет в качестве СПФМ;
Отметим, что ч. 2 ст. 8 Закона № 361 обязывает субъектов первичного финмониторинга стать на учет в Госфинмониторинге в качестве субъекта первичного мониторинга.
— во-вторых, ключевое значение тут имеет определение «финансовая операция» (которая, собственно, и является объектом финмониторинга), приведенное в п.п. 65 п. 1 ст. 1 Закона № 361, — это любые действия в отношении активов клиента, (!) осуществленные с помощью СПФМ или (!) о которых стало известно СПФМ.
Например, мы предоставляем такую услугу клиенту, как «Консультирование по вопросам налогообложения на тему «Зарплатные изменения». Пусть даже это деятельность по КВЭД 69.20 «Діяльність у сфері бухгалтерського обліку й аудиту; консультування з питань оподаткування». Но разве эти услуги предусматривают доступ к информации об операциях с активами клиента? В таком случае, в принципе, нет как такового объекта финмониторинга:
«объект финансового мониторинга — действия с активами, связанные с соответствующими участниками финансовых операций, которые их проводят , а также любая информация о таких действиях или событиях, активах и их участниках» (п.п. 41 п. 1 ст. 1 Закона № 361).
Интересно и мнение Минфина в отношении того, что считать осуществлением финансовой операции:
«совершение каких-либо действий с активам клиента (участие, от имени и/или по поручению клиента и/или помощь клиенту планировать или осуществлять операцию) является осуществлением финансовой операции бухгалтеров и/или субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету и/или которые осуществляют консультирование по вопросам налогообложения».
Конечно, выводы Минфина тоже не совсем однозначны. Как, например, расценивать «помощь клиенту планировать или осуществлять операцию»? Но, очевидно, предполагается, что речь идет о финоперации, о которой у консультанта есть конкретные данные (ее участниках, сумме и т. п.).
А значит, опять же можно прийти к выводу — если у бухгалтера, субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по бухучету / осуществляют консультирование по вопросам налогообложения, нет доступа к информации об операциях с активами клиента, то нет и обеспечения осуществления финопераций клиента. А значит, и нет обязанности выполнять требования Закона № 361 (ср. ).
И рекомендации такого плана, а вы станьте на всякий случай на учет как СПФМ, на наш взгляд, здесь не совсем уместны. Ведь, являясь СПФМ, такой субъект первичного финмониторинга должен выполнять и другие требования Закона № 361. В частности, назначить работника, ответственного за финмониторинг и уведомить о нем Госфинмониторинг (п. 2 ст. 8, ст. 9 Закона № 361).
Это требование не касается лиц, работающих единолично.
А этот работник, в свою очередь, должен соответствовать определенным квалификационным требованиям, установленным Госфинмониторингом. То есть ему придется проходить обучение и, возможно, подтверждать свои знания. Порядок назначения такого работника и проверки соответствия квалификационным требованиям должен быть еще утвержден подзаконной нормативкой. Зачем это все организовывать, тратить деньги на обучение, если фактически никакого финмониторинга, в принципе, при таком виде деятельности субъект хозяйствования не осуществляет?
Следующий момент. Допустим, бухгалтер / субъект хозяйствования, который предоставляет услуги по бухучету или осуществляет консультирование по вопросам налогообложения, все-таки имеет доступ к информации об операциях с активами клиента или обеспечивает осуществление таких операций. Когда ему становиться на учет в Госфинмониторинг? Отметим: пока что порядка постановки на учет, разработанного под положения Закона № 361, нет.
Соответственно можно говорить, что пока нет процедуры такой постановки, не может быть и ответственности за нарушение такой процедуры.
Но, вообще, ныне действующий Порядок № 552*** (а именно ч. 2 п. 5) разработан под нормы еще старого Закона, да и логика самого Закона № 361 подсказывает, что стать на учет нужно не позднее дня установления деловых отношений с клиентом (опять же подчеркнем — речь должна идти об услугах, предусматривающих обеспечение осуществления финопераций клиента либо если они предусматривают то, что будет предоставлен доступ к информации о таких операциях клиента).
*** Постановление КМУ от 05.08.2015 г. № 552.
Также отметим: Госфинмониторинг на своем официальном сайте**** уже предоставил рекомендации, как до введения подзаконной нормативки стать на учет в Госфинмониторинг и информировать о подозрительных операциях. Но опять же — это только рекомендации.
В частности, для постановки на учет СПФМ должен подать Госфинмониторингу форму № 1-ФМ «Форма обліку суб’єкта первинного фінансового моніторингу». Подробно о ее заполнении можно почитать в рекомендациях, приведенных на сайте Госфинмониторинга.
Теперь «пройдемся» по популярным вопросам.
Вопрос |
Ответ |
Если у клиентов, которым я, как ФЛП, предоставляю услуги по ведению бухучета, нет операций на сумму 400 тыс. грн. Можно ли не регистрироваться СПФМ? |
Вообще, сумма операций значения не имеет. Для регистрации в качестве СПФМ важен сам факт, что вы предоставляете клиенту услуги по ведению бухучета. Хотя повторим: на наш взгляд, вы должны регистрироваться в качестве СПФМ только в том случае, если предоставление вами услуг предусматривает доступ к информации о финансовых операциях клиента. Если вы предоставляете такие услуги, то как только вы установили деловые отношения с клиентом (это можно трактовать — как фактически начали предоставлять услугу), нужно стать на учет в качестве СПФМ. А вот информировать уполномоченные органы нужно обо всех подозрительных операциях клиента (их сумма значения не имеет). О пороговых операциях (сумма которых 400 тыс. и больше), если они не являются подозрительными, информировать не нужно (см. ч. 2 ст. 10 Закона № 361) |
ФЛП имеет КВЭД 69.20 «Діяльність у сфері бухгалтерського обліку й аудиту; консультування з питань оподаткування». Но фактически деятельность по этому КВЭД не осуществляет. Нужно ли регистрироваться СПФМ? |
Опять же отметим: пока что подзаконной нормативки под Закон № 361, которая регулировала бы вопросы регистрации в качестве СПФМ, нет. Нынешний Порядок № 552, а именно абз. 2 п. 5, предусматривает, что регистрироваться СПФМ специально определенный субъект первичного финмониторинга должен не позднее дня установления деловых отношений с клиентом (проведения финансовой операции). Поскольку вы фактически не предоставляете эти услуги, то и обязанность зарегистрироваться в качестве СПФМ вас не касается |
Если я предоставляю только устные консультации общего характера, которые касаются применения норм НКУ, заполнения отчетности. Нужно ли регистрироваться СПФМ? |
Как мы выше отмечали, Закон № 361 распространяется на субъектов хозяйствования, которые обеспечивают осуществление финопераций клиента. А финоперации — это действия с активами клиента. Поскольку вы не имеете доступа к информации о финансовых активах клиента (документы на операции вы не видите), то и требования Закона № 361, которые касаются СПФМ, вас не должны касаться |
Если я зарегистрируюсь как СПФМ, но не буду подавать никакую информацию, ко мне могут быть какие-то вопросы? |
Да, могут. Если, например, в ходе проверки контрагента операцию, о которой вы имели информацию, признают связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и/или распространения оружия массового уничтожения, а вы не сообщили о ней, то могут быть санкции. Какие — пока сказать сложно. Могут ограничиться предупреждением, а могут применить и штраф (минимальный — 3 тыс. нмдг, т. е. 51000 грн). На наш взгляд, все зависит от «масштабов» пропуска такой информации |
Если я предоставляю услуги по 69.20 КВЭД и никого не уведомил. Поставил другой код — 70.22 и спи спокойно? |
На самом деле пока до конца не понятно, как это будет все отслеживаться уполномоченными органами. Опять же сам по себе код КВЭД, на наш взгляд, не столь и важен. Ведь Закон № 361 не конкретизирует виды экономической деятельности для субъектов, указанных в качестве СПФМ. Важно то: (1) какие фактически услуги вы предоставляете — в любом случае в первичке, которой вы будете документировать эти услуги, конкретизация услуги должна быть приведена. Если есть признаки того, что фактически предоставлялись услуги по ведению бухучета, то другой КВЭД вряд ли «спасет»; (2) важно, чтобы предоставляемые услуги предусматривали доступ к информации об активах клиента. Ведь, как мы выяснили выше, не все услуги из того же КВЭД 69.20 реально попадают под требования Закона № 361 |
Как идентифицировать подозрительную финоперацию? |
Конкретные признаки, характеризующие подозрительную финоперацию, в Законе № 361 не определены. Сказано лишь, что финоперация или попытка ее проведения считается подозрительной, если субъект первичного финмониторинга имеет подозрение или имеет достаточные основания для подозрения, что она является результатом преступной (!) деятельности, или связана, или касается финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового поражения. При этом сумма операции значения не имеет. При определении того, является ли подозрительной финансовая операция, нужно учитывать типологические исследования, подготовленные Госфинмониторингом и обнародованные им на своем веб-сайте (ч. 2 ст. 21 Закона № 361), а также рекомендации субъектов Госфинмониторинга. Например, в подозрительные могут попасть такие операции, как: покупка товаров (работ, услуг) по завышенной цене; продажи по цене выше рыночной; покупка товаров (работ, услуг), реальную стоимость которых сложно установить; бестоварные операции (документы есть, а движения активов нет); дешевый импорт, дорогой экспорт; нетипичный экспорт; аванс за границу и разрыв договора; займы с нерезидентами; операции с векселями… При этом п. 3 ст. 12 Закона № 361 говорит о том, что СПФМ обязан, насколько это возможно, проводить анализ и изучение основания и целей всех финансовых операций, которые соответствуют хотя бы одному из таких признаков: (1) являются сложными финансовыми операциями; (2) являются необычно большими финансовыми операциями; (3) проведенными необычным способом; (4) не имеют очевидной экономической или законной цели |