Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


04.03.20
42898 43 Печатать

МИНИМАЛКА И СЕТКА НЕ СПАСАЮТ: СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ РАБОТНИКАМ, ЧТОБЫ НАЛОГОВИКИ НЕ ПРИСТАВАЛИ?

Директор прочел модную бизнес-книгу, уволил старых «лоботрясов», не нанимает новых, платит чуть больше минималки… Гордится своей управленческой гениальностью и наслаждается эффективностью.

А для налоговиков – ситуация, как красная тряпка.

Чего хотят налоговики?

Предприятие платит минималку или чуть больше, а средняя зарплата по региону (отрасли) выше.

Эту незатейливую картину налоговики дорисовали следующими яркими выводами:

1) часть зарплаты выплачивают в конвертах;
2) уклоняются от уплаты налогов.

Приглашают работодателей «на поговорить» или рассылают письма счастья.

Канва разговора без неожиданностей.

— Говорите, нет конвертов? Ну кто же Вам поверит. Посмотрите данные статистики. Средняя зарплата в два-три раза выше, чем у вас. Значит, «средняя» минус «ваша» = сумма в конвертах.

Для придания беседе остроты могут намекнуть, что был анонимный звонок с жалобой на выплату зарплаты в конверте!

Дело заканчивается двумя настоятельными просьбами:

1) официально трудоустроить нетрудоустроенных. Налоговики уверены, что такие есть, ведь вас как-то маловато;
2) повысить зарплату до средней по региону/отрасли.

О результатах проделанной работы рекомендуют отчитаться. Иначе «настучат» в Гоструда.

Посыл налоговой понятен: напугать работодателя.

Стоит ли пугаться?

Начнем с самого начала — к вам обратились налоговики. Что дальше?

Если к вам обратились устно, вы вправе их игнорировать — причем независимо от того, что они запрашивают. Идти навстречу налоговикам или нет — вопрос ваших с ними взаимоотношений.

Второй из применяемых ГНС вариантов — скан письма направляется по электронной почте. Причем письмо не индивидуальное, а всем-всем-всем работодателям («руководителям, предприятий, организаций, физическим лицам – предпринимателям).

Рекомендация — аналогична. Основание — ненадлежащие оформление (письмо не вам, нет ЭЦП).

С обращением разобрались, но душа не на месте: а вдруг нарушаю?!

Например, средняя зарплата в торговле по Киеву – 15,2 тыс. грн. (по данным сайта ГУ статистики в г. Киеве). Так что повышать до этого уровня?

Спокойствие, только спокойствие!

Если:

1) оклады не ниже прожитминимума;
2) есть «разброска» по должностям от сложности работы и квалификации работника (например, у водителя оклад 3000 грн, у бухгалера 3200 грн, у директора 3500 грн);
3) с учетом доплаты до минзарплаты все работники получают зарплату, даже равную минималке (4723 грн),

то вы ничего не нарушили!

По крайней мере, до того момента, пока налоговики (или трудовики) не найдут что-то конкретное.

Обязанности повышать зарплату до некой средней у вас нет.

Если все-таки хотите ответить письменно — приведем «рыбу» письма-ответа.

«На ваше (усне/письмове звернення) (підприємство, код ЄДРПОУ) повідомляємо таке.

Щодо кількості працівників. Частиною 3 ст. 64 Господарського кодексу України встановлено право підприємства самостійно визначати свою організаційну структуру, встановлювати чисельність працівників і штатний розпис.

Наразі чисельність штатних одиниць, установлена в штатному розписі, є достатньою для ведення господарської діяльності підприємства.

Щодо розмірів заробітної плати працівників. Стаття 97 Кодексу законів про працю України (далі — КЗпП) зазначає: форми і системи оплати праці, норми праці, розцінки, тарифні сітки, ставки, схеми посадових окладів, умови запровадження та розміри надбавок, доплат, премій, винагород та інших заохочувальних, компенсаційних і гарантійних виплат установлюються підприємствами самостійно. При цьому повинні дотримуватися норми і гарантії, передбачені законодавством.

Згідно зі  ст. 96 КЗпП і ст. 6 Закону України «Про оплату праці» (далі — Закон про працю) мінімальний посадовий оклад (тарифна ставка в місячному розмірі) не може бути меншим за прожитковий мінімум, установлений для працездатних осіб на 1 січня календарного року (у 2020 році — 2102,00 грн).

Посадові оклади працівників підприємства перевищують мінімальний посадовий оклад, установлений трудовим законодавством. Тобто підприємством дотримані вимоги ст. 96 КЗпП і ст. 6 Закону про працю.

Розміри посадових окладів установлені у штатному розписі залежно від кваліфікації працівників, рівня знань, відповідальності та складності виконуваних робіт. Таким чином, підприємством виконані вимоги щодо диференціації розмірів заробітної плати, встановлені у ст. 97 КЗпП.

Гарантії забезпечення мінімальної заробітної плати прописані в ст. 31 Закону про працю. Розмір заробітної плати працівника за повністю виконану місячну (годинну) норму праці не може бути нижчим за розмір мінімальної заробітної плати.

Якщо нарахована заробітна плата працівника, який виконав місячну норму праці, є нижчою за законодавчо встановлений розмір мінімальної заробітної плати, роботодавець проводить доплату до рівня мінімальної заробітної плати, яка виплачується щомісячно одночасно з виплатою заробітної плати.

Таким чином, законодавець допускає, що при виконанні місячної (годинної) норми праці розмір заробітної плати працівника може бути нижчим за законодавчо встановлений розмір мінімальної зарплати. Проте в цьому випадку роботодавець зобов’язаний провести доплату до рівня мінзарплати.

Підприємство дотримується зазначених вимог ст. 31 Закону про працю та не порушує законодавство про оплату праці.

Щодо збільшення розмірів окладів. Підприємство регулярно підвищує оклади працівникам. Наступне підвищення планується ________________».

Ясно, что маленькие зарплаты — это красная тряпка не только для налоговиков, но и для инспекторов труда. Сегодня эта спайка работает очень слаженно. А значит, держать оборону предприятию придется с двух сторон.

О том, как отразить удар, мы обязательно расскажем в одном из ближайших номеров «Налоги и бухгалтерский учет».

 

Лилия Ушакова, эксперт журнала «Налоги и бухгалтерский учет»

 

 

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • Ігор
04.03.20 12:46

Та нехай звертаються, це ж добре - сума в конверті лишиться тою самою, а офіційна зросте. Люди стануть більше отримувати. 

Ответить
  • *
04.03.20 14:37

Ігор, це лише буде означати, що ще більше людей отримають у майбутньому мінімальну пенсію. Бо на коєфіцієнт різниці від середньої офіційної зарплати зменшується/збільшується стаж. Середня офіційна зарплата на сьогодні суттєво завищена, Бо статистика збирає дані 1-ПВ дуже вибірково, Щоб натягнути показники. А демографічна динаміка, та динаміка розвитку економіки така, що у майбутньому нічим буде наповнювати казну. Тому платити податки немає ніякого сенсу. Краще ці гроші зберегти для себе. 

Ответить
  • Ігор
04.03.20 15:08

*, так на державу Рошен-95 сподіватись не варто. І грати з державою у "плачу/не плачу податки - отримаю/не отримаю більшу пенсію" теж не варто.
Приклад, хоч і не по темі, але логика алгоритму однакова:
Колись, щоб скоротити плату за воду почали ставити лічильники. Як розраховували собівартість? Всі витрати постачальника : кількість кубів по нормі = вартість 1 куба. І дійсно, спершу у тих, хто встановив була економія. Коли лічильники майже у всіх, як вираховують ціну? Всі витрати постачальника : сума кубів по лічильникам + зняття/повірка/встановлення лічильника = вартість 1 куба. Тобто для споживача стало ще дорожче.
Висновок:
Хто може - їдьте. Шансів в Україні поки нема. Цей Зерошенко увійде в Історію, як ще один безкольоровий президент.

Ответить
  • Василиск
05.03.20 10:24

Ігор, вы не войдете в историю, потому что вы ..., хотя... всё может быть

Ответить
  • Анни
05.03.20 11:13

Василиск,а по-моему, Ігор очень здраво рассуждает! Я с ним согласна.

Ответить
  • *
05.03.20 16:23

Анни, еще и как здраво! Потому что попытка экономить приводит не к экономии, а к повышению тарифов до уровня, чтобы все коммунальные воры жрали не меньше, чем привыкли. Экономить на себе они не собираются.

Ответить
  • Надежда
04.03.20 12:46

Ув Лилия Ушакова, Вы лично получаете з/п в конверте?Чему Вы учите директоров и бухгалтеров, чтобы рядовые  сотрудники получали  минимальные пенсии по возрасту/инвалидности  и выплаты по больничным?

Ответить
  • Ольга
06.03.20 12:59

Надежда, сегодня прочла что хотят ликвидировать пенсионный фонд, а вместе с ним провести проверку всех пенсионеров т,е пенсии отменят, а всех пенсионеров прошерстят, и выявят тех, кто действительно нуждается и им будет назначено пособие (небольшое) остальные, особенно те, кто работает пенсии лишаться, и если есть дети то они должны будут содержать родителей. Таковы требования МВФ

Ответить
  • Инна
05.03.20 14:22

Надежда,какие нахрен пенсии?! все что себе под подушку насобираем - вот нам на старость и будут пенсии, боюсь что подачек от государства мы 30-40 летние уже не увидим! разве только во сне

Ответить
  • Muravei
04.03.20 14:58

Надежда, Вот когда мне начнут начислять пенсию исходя из МОЕЙ белой зарплаты и я получу хотя бы 60-70% от МОЕЙ белой зарплаты, а не 28% от средней по Украине, а это 3000,00 грн (где то в какой то статье мне это сумма попадалась), и это в лучшем случае, когда государство почистит всех "льготников" и "социальщиков" которые за липовые справки кушают и будут кушать с моих налогов, когда государство будет содержать нынешних пенсионеров и будет платить им достойную пенсию, вот тогда мы и поговорим про налоги с моей белой зарплаты!!! А пока я просто не вижу смысла их платить, это, я считаю, абсурд какой то, я не люблю когда из меня дуру делают!!! Пусть радуются что с минималки плачу!!! Мне все равно рано или поздно нужно будет содержать свою маму, она просто не выживет на те копейки от государства, гораздо белее разумно самому что то откладывать!!! В чем смысл платить белые налоги????

Ответить
  • Елена
25.03.20 22:00

Muravei, полагаю, что большинство наших бабушек и дедушек нуждаются в получении трудовой пенсии от государства. Возможно, что большинство трудоспособных граждан готовы оказывать финансовую поддержку свои родителям. А кто поможет родителям родителей ?

Ответить
  • ///
04.03.20 21:19

Muravei,согласна ,я не хочу уравниловки!Я хочу пенсию от своей зп! Подписываюсь под каждым вашим словом.

Ответить
  • Тоже Надежда)
04.03.20 14:44

Надежда, если я высчитаю из своих сотрудников хотя бы 3 копейки на налоги, они завтра пойдут искать новую работу или в тень. Ну а по поводу "минимальных пенсий" и прочих доп благ от белой з/п- отложите свои сэкономленные 19,5% ежемесячно и получите добавку к пенсии. А то мы все хотим есть сейчас и здесь, а потом жалуемся что нас подлецы держали на минималке.

Ответить
  • *
04.03.20 14:41

Надежда, мне, рядовому сотруднику. начинавшему свой трудовой путь еще в 1991 году, по законам того времени, уже должна была бы выплачиваться пенсия. С полным стажем. И далеко не минимальная. Теперь до пенсии рискую не дожить. И выше минималки не видать. Пенсии зависят не от Ваших взносов, это обман. Пенсии зависят от текущей экономической ситуации в стране. Потому всех честных и "нечестных" все равно уравняют. Как это было уже не раз. 

Ответить
  • Анни
05.03.20 11:16

*,подписываюсь под каждым словом!

Ответить
  • Юра Г.
04.03.20 13:34

Надежда, а че, кому то платят пенсии? 

Ответить
  • Елена
25.03.20 22:06

Юра Г., как вы молоды однако. В Вашем окружении ни одного пенсионера нет ? Оглянитесь ...

Ответить
  • ірина
05.03.20 11:52

Юра Г.,не хватает на пенсии для топ-чиновников, вот и проводится агитация.

Ответить
  • Галина
04.03.20 13:21

Надежда, можно подумать, что в противном случае я получу большую пенсию... Смешно... 

Ответить
  • Ирина
04.03.20 13:18

Надежда, смешной комментарий. Директора и бухгалтера именно из этой статьи в 2020 году наконец узнают о зарплатах в конвертах. А Вы точно бухгалтер/директор?

Ответить
  • Ксюша
04.03.20 13:23

Сколько не плати все равно пристанут . У них план по сбору штрафов. 

Ответить
  • ірина
05.03.20 11:54

Ксюша,це точно!!! Контролерів треба зустрічати з

Ответить
  • Светлана
04.03.20 13:44

Ув. Надежда, мы говорим про Украину, Какая пенсия ??? .  Вы глубоко заблуждаетесь
Ув. Лилия Ушакова, спасибо.

Ответить
  • грустьпечальтоска
04.03.20 14:10

если взять среднюю ЗП мою и депутата, то больше 15 тыс будет. А толку? Мне после уплаты ком усл и денег на питание, остается шиш с маслом, а они квартиры в Киеве покупают. т.ч. пусть идут со своей средней далеко и надолго. Будет у тебя зп 4723 или 8000 или 10000, разница в пенсии составит гривень 200-500. так смысл платить больше?

Ответить
  • Ирина
04.03.20 14:18

грустьпечальтоска, как это нет смысла платить официально. А Вы о депутатах, министрах, главах госкомпаний, об их женах, детях, внуках, правнуках ... подумали? 

Ответить
  • ********
04.03.20 14:45

Да права частично Надежда.... Я вон бух по жизни.... делаю все , как "пан директор"  укажет, собственно, и сам подсказываю, куда и что "спрятать".... офиц зп чуть больше минимальной... плюс "конверт" - поверьте, не такая большая сумма... Скоро на пенсию.....Какая она будет, ясно миним..... это один вопрос....и к государству тут уж понимаю , претензий никаких.... А вот начальник мой (когда то будет уже бывший) хоть чем то поможет???? Вопрос риторический.....

Ответить
  • Ольга
04.03.20 16:16

чему учите? как народ обделывать. так его и так обделывают на каждом углу,лучше бы учили как противостоять. чтобы жулье работодатели и власть не обделывали своих работников.

Ответить
  • Надежда
05.03.20 12:18

Ольга,Учредители, которые всегда в убытках, почему то покупают гостиницы, замки и пр недвижимость за рубежом. Видно по своему учёту затраты на покупку тоже вычитают с общего дохода до налогообложения. Если бы платили белую з-ту не обеднели. А свора чинуш разворовывает на 85% бюджет или  даже кому лень напрягаться с офшорами, просто начисляют себе  заоблачные з-ты и премии. И это тоже наша вина. Мы бараны.

Ответить
  • Денис
04.03.20 18:00

ну да ссылка на статистику!! Можно посчитать:
минимальная з/п 4723 взнос в ПФУ 22% = 1039,06
до пенсии пахать 35 лет = 420 мес х 1039,06 = 436405,20 грн - это всего заплати в ПФУ
По статистике средний возраст мужчины (дожития до смерти) 61,5 года - берем 62 года. при отличных условиях выйдем на пенсию в 60 лет . Соответственно ПФУ заплатит такому пенсионеру мин пенсия 1638 грн х 2 года х 12 мес = 39312 грн
в сухом остатке у ПФУ остается 436405-39312= 397 093
ПОЧТИ 400 ТИС ГРН!!!!
ПРОСТО ОФИГЕННЫЙ БИЗНЕС!!!

Ответить
  • Оксана
10.03.20 11:20

Денис, да это и без математики понятно, что государству не выгодно платить налоги на будущую пенсию. Они ж все сьедают на содержание гос.аппарата. А так откладывай конверты в банк например каждый месяц + дивиденды, вот и насобираешь на пенсию. Я не согласна содержать чиновников, которым насрать на меня.

Ответить
  • Елена
26.03.20 16:45

Оксана, а банкирам на нас не насрать...

Ответить
  • Del.Fin
05.03.20 02:38

Как бы не платились налоги с зарплаты - налоговикам всегда мало. У них планы горят! Что так, что так, они всё равно настучат трудовикам. Посмотрите кто работает в Гоструда - через одного бывшие налоговики))). У трудовиков же установлен план по "нелегалам". Каждый инспектор должен оформить 5 "нелегалов" в месяц.
Вот поэтому перевод персонала на аутстаффинг имеет плюсы как для работников, так и для хозяев бизнеса.

Ответить
  • *
05.03.20 16:30

Del.Fin, а разве в Украине аутстаффинг разрешен? Если да, то готовиться к суду. Не всем по карману доказывать.

Ответить
  • Наталья
05.03.20 07:37

А средняя по Украине минус 2 минимальные , разница к выдаче -не хотели? А вот попробуйте выжить на эти деньги!

Ответить
  • светлана
05.03.20 09:47

А наши слуги получают большие зарплаты но  они же не облагаются полностью налогом а только 70845,00грн а остальное??

Ответить
  • Наталия
05.03.20 13:12

Люди добрые!
Меня терзают смутные сомнения, а будет ли вообще выплачиваться пенсия лет через 5-10. Учитывая нынешние реалии, пенсию просто отменят. Разговоры на эту тему периодически проскальзывают.
Дети наши должны будут нас содержать(у кого они есть или будут).
А остальным - социальная помощь условная и альтфатер.

Ответить
  • Марина
05.03.20 14:39

Наталия,100%-так будет.

Ответить
  • Анатолий
05.03.20 16:31

 Люди 3апасайтесь мешками и копите деньги в валюте так выгоднее они в будущем пригодятся

Ответить
  • Сергій
05.03.20 19:55

Гроші ваші можуть згоріти, їх можуть вкрасти, банк може лопнути, чи миші з'їдять. чи рідний наркоман вас же за них вб'є... Хто знає, що буде завтра.

Ответить
  • Ольга
06.03.20 13:14

Нологовики в первую  очередь заботятся за наполнение казны а не за вашу пенсию, всем известно что она рассчитывается от средней по стране, т.е если у вас чуть меньше средней-это минимальная пенсия. А средняя берется 1,2 млн.-зарплата Кобалева + 5000 зарплаты уборщицы бабы Нади, в среднем хорошо получается. так вот чем больше у вас официальной з/пл , тем больше средняя по стране. в итоге все равно минимальная пенсия.

Ответить
  • Сергій
11.03.20 14:43

Щоб диктувати умови так як викладено в статті - дЕРЖАВА має забезпечити роботою підприємства, або зробити для цього все від неї залежне! А коли по ДБН зарплата встановлена ЗНАЧНО нижче середньої а вимагають платити більше податків ..... Це просто ідіотизм! 

Ответить
  • Справедливый главбух
11.03.20 17:56

Чему Вы учите работодателей? Нарушать законодательство?
А про работников Вы подумали у которых нет отпускных, больничных, декретных, пенсий из-за того, что какой-то наглый, богатый и обожравшийся собственник ООО, ЧП, ФЛП и т.д. не считается с работниками, а думает только о своём благосостоянии, не платит вовремя ЗП, отпускные, больничные, налоги... А страдают простые люди: работники и пенсионеры, которым говорят, что в государстве нет денег на повышение пенсий, на пособия при рождении ребенка и по уходу за детьми до 3-х лет... А где им взяться этим деньгам в ПФ??? Если ЕСВ снизили с 2016 года до 22%, т.е. почти в 2 раза, а ЗП до сих пор платят в конвертах. А ведь это снижение было в пользу бизнеса и народа, что бы работодатель платил меньше ЕСВ, но повысил оклады до реальных, что бы вывести ЗП из тени и всем было бы хорошо. Но у бизнеса на это свои планы и всё почему, потому что никто их не наказывает, проверки проходят за взятки, народ не знает своих прав или боится потерять "хоть какую-то" работу. А у "бедных бизнесменов" денег нет на выбеливание ЗП, но почему-то на рестораны, путешествия, автомобили, 2-3-х этажные дворцы, учебу детей за границей у этих бизнесменов есть деньги, а на выплату официальной ЗП и на уплату ЕСВ и других налогов у них денег нет... Богатые богатеют, а обычные люди, которые работают на ставку беднеют дальше, потому что их оклады практически не пересматриваются с 2013 г. А корпорация Фактор учит как защитить "бедных бизнесменов", которые потом идут в депутаты и продолжают эту политику уже в масштабах страны... Позор.

Ответить
  • Дмитро
12.03.20 17:39

Справедливый главбух, підтримую. Нікому на думку не спадає, за рахунок чого утримується армія, поліція, медицина, освіта. Освіта - в першу чергу, бо яки вивчимо своїх дітей - так і нас потім будуть вони: охороняти, лікувати та т.ін

Ответить
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям