Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


16.05.12
1854 28 Печатать

НДФЛ-новации в Налоговом кодексе: база для применения ставок 15 и 17%, годовой перерасчет. Изменения в декларировании доходов

   28 апреля 2012 г. вступил в силу Закон от 24.04.2012 г. №4661-VI, которым были внесены изменения в Налоговый кодекс, а также скорректированы нормы некоторых других законов, касающиеся декларирования имущества и доходов должностных лиц. Чем же «порадовал» физлиц и налоговых агентов новый Закон?
   
   1. Изменилась база обложения НДФЛ отдельных доходов
   
   Абзацы 1 и 2 пункта 167.1 НКУ в редакции ч. 3 ст. 1 Закона №4661-VI теперь устанавливают следующий порядок применения ставок НДФЛ в размере 15 и 17%.
   
   В абз. 2 п. 167.1 появилась ссылка на п. 164.6 Кодекса, согласно которому:
   
   - при начислении доходов в виде заработной платы база обложения НДФЛ уменьшается на сумму удержанного ЕСВ и налоговой социальной льготы (НСЛ) при ее наличии (а также на сумму страховых взносов в Накопительный фонд и в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд) ;
   
   - при начислении доходов, выплачиваемых по гражданско-правовым договорам, база обложения уменьшается на сумму ЕСВ.
   
   Если рассчитанная таким база налогообложения больше десяти минимальных зарплат на 1 января отчетного года, то к сумме превышения применяется ставка 17%. В течение 2012 года указанный выше порог будет составлять 1 073 грн. х 10 = 10 730 грн. Для базы, не превышающей десять минзарплат, используется обычная ставка НДФЛ – 15%.
   
   Раньше, до внесения изменений в НКУ, с десятью «минималками» сравнивалась вся сумма начисленного дохода, без уменьшения на суммы ЕСВ и НСЛ.
   
   Несколько слов по поводу НСЛ. На практике право на применение НСЛ к доходу, превышающему 10 730 грн., возникает очень редко. Однако, возможно и такое. Например, данное право может возникнуть у одного из родителей, воспитывающих восьмерых (и более) несовершеннолетних детей. Или семерых детей, если при этом один ребенок (или больше) – инвалид (п.п. 169.1.3 и 169.4.1 НКУ). Возможны и другие варианты.
   
   Рассмотрим на примерах разницу в налогообложении доходов, начисленных до 28.04.2012 г. и начиная с указанной даты.
   
   1) Работнику начислена заработная плата в сумме 11 000,00 грн. НСЛ не применяется. Расчет НДФЛ выглядит следующим образом (в расчетах применена методика, предложенная в письме ГНАУ от 03.02.2011 г. № 2346/6/17-0715, № 2918/7/17-0717):
   
   а) до 28.04.2012 г.
   
   ЕСВ:
   
   10 730,00 х 3,6% = 386,28;
   
   (11 000,00 – 10 730,00) х 3,6% = 9,72;
   
   386,28 + 9,72 = 396,00.
   
   НДФЛ:
   
   (10 730,00 – 386,28) х 15% = 1 551, 56;
   
   (270,00 — 9,72) х 17% = 44,25;
   
   1 551,56 + 44,25 = 1 595,81 (грн.)
   
   б) начиная с 28.04.2012 г.
   
   ЕСВ:
   
   11 000,00 х 3,6% = 396,00;
   
   НДФЛ:
   
   (11 000,00 – 396) х 15% = 1 590,60 (грн.)
   
   Как видим, после внесения изменений в Кодекс разница в сумме НДФЛ составила 5,21 грн. в сторону уменьшения (1 595,81 — 1 590,60). Что ж, маржа весьма существенная :)
   
   2) Рассмотрим еще один пример. Работнику начислена зарплата в сумме 20 000,00 грн., права на НСЛ, естественно, нет. Расчет НДФЛ:
   
   а) до 28.04.2012 г.
   
   ЕСВ:
   
   10 730,00 х 3,6% = 386,28;
   
   (18598,00* – 10 730,00) х 3,6% = 283,25
   
   386,28 + 283,25 = 669,53
   
   *18598,00 — величина, равная 17-ти прожиточным минимумам для трудоспособного лица в апреле 2012 г. (максимальная сумма, из которой удерживается ЕСВ). Для чистоты эксперимента применяем одинаковую величину для расчетов в пунктах «а» и «б».
   
   НДФЛ:
   
   (10 730,00 – 386,28) х 15% = 1 551, 56;
   
   (9 270,00 – 283,25) х 17% = 1 527,75;
   
   1 551, 56 + 1 527,75 = 3 079,31 (грн.)
   
   б) начиная с 28.04.2012 г.
   
   ЕСВ:
   
   18 598,00 х 3,6% = 669,53;
   
   НДФЛ:
   
   20 000,00 – 669,53 = 19 330,47;
   
   10 730,00 х 15% = 1 609,50;
   
   (19 330,47 – 10 730) х 17% = 1 462,08;
   
   1 609,50 + 1 462,08 = 3 071,58 (грн.)
   
   Разница: после изменений в Кодексе сумма НДФЛ стала меньше на 7,73 грн. (3 079,31 — 3 071,58).
   
   Таким образом, о каком-либо экономическом эффекте от внесения корректировок в НКУ в части применения ставок НДФЛ говорить не приходится.
   
   Обратите также внимание на следующее.
   
   1) Закон №4661-VI вступил в силу 28 апреля 2012 г.
   
   2) Согласно п. 164.6 Кодекса база налогообложения определяется во время начисления доходов.
   
   3) Зарплата начисляется в последний день месяца.
   
   Получается, что новый алгоритм расчета НДФЛ должен применяться по отношению ко всей сумме апрельской зарплаты.
   
   2. Изменен порядок декларирования доходов физлицами, получавшими доходы, облагаемые по ставкам 15 и 17%, от двух и более налоговых агентов. Прописан механизм проведения годового перерасчета НДФЛ такими плательщиками.
   
   1) В соответствии со старой редакцией п.п. «є» п. 176.1 НКУ плательщик, который получал в течение года доход от двух и более налоговых агентов, и при этом хотя бы в одном месяце его доход превышал 10 минимальных зарплат на 1 января отчетного года, обязан был по результатам года подавать налоговую декларацию.
   
   Согласно новой редакции такая обязанность появляется в том случае, если доход в виде зарплаты и выплат по гражданско-правовым договорам начислялся (выплачивался, предоставлялся) двумя и более налоговыми агентами, и при этом общий годовой налогооблагаемый доход превысил 120 минзарплат на 1 января.
   
   2) Также, п.п. «є» п. 176.1 НКУ дополнен порядком проведения годового перерасчета налогооблагаемого дохода, полученного вышеуказанными плательщиками. Раньше такой порядок в НКУ отсутствовал.
   
   Поступать в рассматриваемом случае нужно так.
   
   1) Задекларированная сумма годового дохода уменьшается на сумму удержанного ЕСВ и налоговой социальной льготы (НСЛ) при ее наличии (вычитаются также суммы страховых взносов в Накопительный фонд и обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд (в случаях, предусмотренных законом));
   
   2) Из полученной величины сумма в размере 120 минимальных зарплат на 1 января отчетного года облагается по ставке 15%, а то, что осталось – по ставке 17%.
   
   3) Начисленный налог уменьшается на сумму, фактически уплаченную в течение года налоговыми агентами. Если в результате получилась позитивная разница, ее нужно уплатить в бюджет. Возврат плательщику из бюджета негативной разницы не предусмотрен.
   
   4) Перерасчет отражается в отдельном приложении к налоговой декларации.
   
   3. Скорректирован порядок декларирования имущества и доходов
   
   1) Уточнены сроки подачи декларации для обоснования начисления налоговой скидки (податкової знижки) – до 31 декабря года, следующего за отчетным (частью 2 ст. 1 Закона №4661-VI внесены изменения в п.п. 166.1.2 НКУ). Вывод о том, что в рассматриваемом случае декларация предоставляется именно в такие сроки, можно было сделать и раньше на основании п.п. 166.4.3 НКУ. Правда, следовал он из данной нормы Кодекса неявно.
   
   2) Наследники-резиденты, которые обязаны заплатить налог до момента нотариального оформления наследства, не декларируют полученный ими доход (абз. 2 п. 174.3 НКУ в новой редакции).
   
   3) Внесены косметические правки в п. 179.2 Кодекса, которым предусмотрены случаи, когда обязанность физического лицо предоставить налоговую декларацию считается выполненной (то есть, декларацию подавать не нужно). Данные коррективы ничего принципиально не меняют.
   
   4) Внесены изменения в следующие Законы:
   
   - «О государственной службе»;
   
   - «О Высшем совете юстиции»;
   
   - «О службе в органах местного самоуправления»;
   
   - «О статусе народного депутата Украины»;
   
   - «О выборах Президента Украины»;
   
   - «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей»;
   
   - «О судоустройстве и статусе судей»;
   
   - «О Кабинете Министров Украины»;
   
   - «О Совете министров Автономной Республики Крым».
   
   Предусмотрено, что лица, указанные в этих законах, декларируют имущество, доходы, расходы и обязательства финансового характера в соответствии с Законом «Об основах противодействия и предотвращения коррупции». А согласно данному Закону (ст. 12) лица, указанные в нем, подают ежегодно по месту работы (службы) до 1 апреля года, следующего за отчетным, декларацию по форме, приведенной в приложении к Закону.
   
   Из чего следует два вывода:
   
   1. Перечисленные в вышеназванных законах лица подают декларацию не в налоговые органы, а по месту службы.
   
   2. Отчетность для них предусмотрена своя, отличная от формы, утвержденной приказом МФУ от 07.11.2011 г. №1395 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МФУ от 03.02.2012 г. №84).
   
   Отметим, что налоговую декларацию (в органы ГНС) эти физлица должны предоставлять исключительно в случаях, предусмотренных разделом IV Кодекса (п. 179.11 НКУ). То есть, не в связи с занимаемой ими должностью, а как обычные налогоплательщики.
По материалам БИЗНЕС и НАЛОГИ
Рубрика:

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • IrinkaSvetl
16.05.12 22:18

"Как видим, после внесения изменений в Кодекс разница в сумме НДФЛ составила 5,21 грн. в сторону уменьшения (1 595,81 — 1 590,60). Что ж, маржа весьма существенная :)" ... зато ЕСВ был 386,28, а стал 396,00 грн.. Увеличение на 9, 72 грн... с миру по нитке бедному депутату на вип пенсию нашкребется....

Ответить
  • Лепесток
16.05.12 23:05

ЕСВ не изменился, читайте внимательнее: 386,28 + 9,72 = 396,00.

Ответить
  • Таня
16.05.12 23:25

Лажа какая-то. С самого начала действия НКУ базой налогообложения НДФЛ был доход уменьшенный на ЕСВ. Что-то здесь неправильно написано.

Ответить
  • ООО
16.05.12 23:41

Может бы наши "ЗАКОНОПИСАТЕЛИ" 15 % в Пенсионный фонд ,а 3,6% НДФЛ - нам смертным то одинаково, а дыру в ПФУ можно закрыть и пенсии увеличить,как Вам такая перестановка ?

Ответить
  • Сергей
16.05.12 23:54

Таня, всё верно написано. У кого зарплата за 10730 раньше считали через одно место. Причём если там присутствовали трудовой договор и больничные, вообще была полная ... Хоть нету экономического эффекта, но по-моему расчет стал проще, особенно для написания формулы расчета.

Ответить
  • Евгений
17.05.12 00:22

Добивает отсутствие логики в действиях наших законотворцев. Единственная причина, по которой они делают все эти изменения, по моему мнению, это сделать "видимость рабочего процесса", а то могут сказать "раз вы ничего не делаете, так зачем вас держать на работе", вот и меняют каждый год туда-обратно. По поводу базы налогообложения - полностью согласен с Таней, т.к. изначально спорил с налоговой по поводу их трактования "базы", хотя в НК сразу было дано определение что это доход минус ЕСВ - НСЛ. Но с тремя классами образования чиновником они дошли до этого только через год.

Ответить
  • ёёёёёё
17.05.12 00:54

мне кажется , что логике вообще здесь нет... или я вообще уже ничего не соображу, доход -есв и тогда уже на ставку ндфл. а сейчас , что получается , что и ндфл расчитывается ищ дохода за вычтитом ндфл минус доход без вычита , т.к 10730 и только тогда 17%. что за бред

Ответить
  • Сергей
17.05.12 00:58

Евгений, налоговики как раз и исходили из варианта дающего больший НДФЛ, и даже считают этот вариант официальным. А сейчас ситуация стала на свои места, но обратите внимание на подвох в п.167.1 было: "15 відсотків бази оподаткування щодо доходів, одержаних..." стало: "нарахованих". Теперь НДФЛ нужно платить во всех случаях, получил доход - не получил, главное НАРАХОВАНО...

Ответить
  • Лепесток
17.05.12 01:02

ООО Я вообще считаю, что если большая часть отчислений по з.п. ляжет на физ.лицо ( на так называемые "удержания" ), то мы - работники, только выиграем от этого. Например: начислена з.п. - 10.000,00 грн, "удержания" - 50%, на руки - 5.000,00 грн. Ну и пусть "начисления" на ФОТ - 10%, т.е. 1.000,00 грн. В таком случае бюджет получит свои 60%, сб.ст. товара не изменится, "реальная" з.п. - то-же, а вот пенсии нам реально увеличатся, т.к. 50% от з.п. - это 5.000,00 грн. Тогда и мы сможем на пенсии путишествовать и гордо говорить всем "фискалам", что именно мы их "кормим". Хотя в нашей стране, от места перестановки слагаемых сумма не изменяется: все равно будут тырить из бюджета и денег на нормальные пенсии как не было, так и не будет.

Ответить
  • Аноним
17.05.12 01:18

*улыбнул комментарий выше* какие вы наивные... путешествовать на пенсии простой народ сможет разве что пешком до платной поликлиники и назад

Ответить
  • Сергей
17.05.12 02:51

Лепесток, ещё не встречал ни одного человека, который хотел бы СЕЙЧАС побольше удержаний, чтобы ПОТОМ быть в выиграше. Как сказал герой фильма "Гений" - "С нашим государством нельзя играть в азартные игры, у него вся карта крапленая!"

Ответить
  • Аноним
17.05.12 03:11

1

Ответить
  • Лена
17.05.12 03:15

пожалуйста, объясните, если я получаю мин з/п - мой расчет НДФЛ не изменился, правильно?

Ответить
  • Лепесток
17.05.12 03:53

Лене Правильно! Сергею Давайте познакомимся, я - первый человек, который хочет побольше удержаний, согласно приведенной мною схемы. Но не при сегодняшней системе налогообложения. Приведенная мною схема помогает вывести з.п. из тени, т.к. фирма будет делать те-же отчисления при выплате з.п., но при другом раскладе. Я в приведенной мною схеме получу на руки свои же 5000,00 грн., фирму будет "согревать" 10% нагрузка на ФОТ, а меня - пенсия в будущем от начисленных мне 10000,00 грн. (т.е. - около 5000,00 грн.)

Ответить
  • Сергей
17.05.12 05:01

Больше всего забавляет "пенсия в будущем ". Мне ещё нету 50-ти, а я уже теряю многих друзей, знакомых и коллег. И все они были обычные люди, не злоупотребляли, не привлекались :). При такой жизни, максимум, что хочеться, протянуть бы подольше. Ну, если Вам немного за 20, конечно, оптимизьму поболее...

Ответить
  • Сергей
17.05.12 05:11

Да, насчет 5000 на руки. Думаю многие будут не против, и при приёме на работу именно эта цифра всех интересует,а не количество налогов. Проблема только в том, что мегаполисы - это не вся Украина. И если работать за минималку, то отдать 50% как-то накладно...

Ответить
  • Лепесток
17.05.12 05:29

Сергей, я не пойму, чему Вы противитесь?! Я же не предлагаю у Вас сейчас забрать или уменьшить з.п. Вы будете получать столько же, сколько и получали, но получите еще в качестве "бонуса" задел на будущее - достойную пенсию. Или, своя одежка ближе к телу? Если предприятие за меня платит 37,6% ЕСВ, то это нормально, а если с моей з.п. удержат эту сумму ( при этом увеличив оклад ), то это уже - ничего себе!!! Я думаю, что за границей, где-то именно так и происходит. Поэтому, люди и требуют от власти отчета о перечисленных из своей з.п. налогах в бюджет. А у нас только и слышно от фискалов : "Да сколько Вы платите в бюджет - 3,6% ЕСВ?! Вот Вам и пенсия от "официальной" з.п., которая как обычно - чуть выше минималки . Работодатели не хотят платить 37,6% ЕСВ с реальной з.п. Поэтому и начисляют "минималку", затем - обналичка (-15%) и да здравствует доплата по з.п. в конверте!

Ответить
  • Джаконда
17.05.12 06:12

Это гулькин куш , по сравнению с ЕСВ, много писанины а толку 0

Ответить
  • Сергей
17.05.12 08:52

Лепесток, я не до конца понял, Вы хотите, чтобы работники сами платили все налоги, или чтобы за них это делало предприятие? Если второе - то так оно и есть теперь, если первое - то бюджет вообще не увидит денег. У нас то и за комуслуги исправно платят лишь пенсионеры :)

Ответить
  • Ирина-Лепесток
17.05.12 09:13

Вы правы и очень наивны....ВЫ может быть почти единственный человек, который понимает, почему работодатель не может нам поставить з/пл высокую официально. Да, действительно, большие начисления на ФОТ, но работники этого многие не понимают, т.к. не знают, что кроме их мизерных удержаний пред-е платит почти 40-50 % от ФОТа. Законодатели специально все так строят, чтобы потом пенсии нам платить мизерные- это же из бюджета, поэтому им выгодно... Хотя, есть и другое мнение, по статистическим данным средняя з/пл по регионам указывается "грязная". Представляете какой уровень средней з/пл будет при таком раскладе? А отсюда полезут цены на продукты, тарифы и пр. Это же цепочка, все взаимосвязано...И нам этих "чистых" денег будет очень и очень не хвать именно сейчас, не то, что думать о пенсии. Логика Ваша очень красива, НО, если бы не эта цепочка и, наверное, не эта страна...Высокая з/пл по всем регионам, есть высокие цены налоги и тарифы, и в результате ничего не меняется...Статистика, она изучает весь спрос, все предложения, потребности и возможности...К сожалению, в этой стране это не применимо....

Ответить
  • Лепесток
17.05.12 09:36

Сергей, я поняла, что Вы - ничего не поняли. Вот Ирина зрит в корень. Мне очень хочется найти информацию о том, как платят налоги с з.п. предприятия за рубежом. Меня убеждали, что основная налоговая нагрузка лежит именно на работниках, а не на предприятии. И мне это понятно. Но вот пока не смогла найти в примерах данную инфу. Может, кто-нибудь поможет?

Ответить
  • Сергей
17.05.12 14:03

Ну как же не понял, в моем предыдущем посте первый вариант - работник берёт на себя большую часть налогов. Просто Вы мыслите числами, а я пытаюсь изъясняться на уровне менталитета. Я тот человек, который получает 10000 грн и платит 34.7% в пенсионный. Но я плачу не от всей суммы, хотя, в принципе мог бы, как Вы говорите для "бонуса - достойная пенсия", а только от минималки, что то же законно. Вот реалии текущего дня. Убедите меня платить больше!

Ответить
  • Лепесток
17.05.12 23:12

При сегодняшней системе налогообложения я никому не рекомендую платить больше. Мы же рассуждали о светлом будущем (см. все рассчеты выше). Просто хочется еще раз обратить внимание на то, как действует на людей то или иное представление информации. Когда по телику говорят, что у нас самые низкие налоги, они - лукавят. Т.к. своими налогами они давят в первую очередь предприятия - юр.лиц. Для выведения з.п. из тени нужно уменьшить налоговую нагрузку именно на ФОТ. Я так думаю.

Ответить
  • Сергей
17.05.12 23:56

Я за светлое будущее и за уменьшение налоговой нагрузки. Но, к сожалению, реальность такова, что сложившуюся систему никто менять не хочет, ни законодатели ни предприятия, хотя и говорят много о проблемах. Если бы хотели, давно бы всё было по другому.

Ответить
  • Иванка
18.05.12 00:11

А я не пойму почему в первом примере с 11000,00 брали 15%? что больше 10 мин. то ж 17% .... или я уже заучилась?

Ответить
  • Сергей
18.05.12 00:19

11 000 – 396(есв)=10604 что меньше 10730, потому и 15%. Это же по новому теперь так. Интересно, можно ли считать что человек пользуется льготой если 1550(зарплаты)-55,8(есв)=1444,2 ???

Ответить
  • Лепесток
18.05.12 03:06

Изменения коснулись лишь абз. 2 п. 167.1, где появилась ссылка на п. 164.6 Кодекса, согласно которому: - при начислении доходов в виде заработной платы база обложения НДФЛ уменьшается на сумму удержанного ЕСВ и налоговой социальной льготы (НСЛ) при ее наличии Для применения НСЛ доход в виде з.п. не уменьшается на сумму удержанного ЕСВ,, так что при з.п. в 1550 грн. льгота не применяется ( 50 грн. , получается, это уже "роскошь" )

Ответить
  • Svetrada
28.05.12 01:24

Лепесток,как бывший сотрудник Пенсионного Фонда Украины, хочу немножко опустить Вас в реалии жизни.... Сначала начну с того, что за рубежом, существуе два вида пенсионного страхования обязательное и добровольное .... То есть платится определенная сумма предприятием и сотрудником в обязательный фонд (также как и у нас) а потом сотрудник оплачивает добровольно определенный % от своего зароботка в накопительный Песионный фонд с которым он подписал договор о том что фонд будет сохранять вложенную сумму и приумножать ее (за эти деньги они путишествуют:)))). Наш же Пенсионный фонд выживает и влатит пенсии за счет текущих платежей от предприятий и дотаций (перераспредилений)с бюджета... и в реальности тех денег которые постпают на расчетные счета ПФУ нехватает чтобы выплатить текущие пенсии, так что то что Вы за себя перчислите не важно 37 или 57 % уйдет на выплату пенсий нынешним пенсионерам...

Ответить
Комментирование новости отключено
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям