К «убыточным» продажам фискалы всегда относятся с предельной внимательностью. Логика налоговиков такова — если есть убытки в результате операции, значит, целью ее осуществления была лишь налоговая выгода. Но в каком случае такие претензии фискалов оправданы, а в каком нет?
Начнем с того, что сами по себе «убыточные» продажи вполне вписываются в «хозяйственные» рамки. Ведь хозяйственная деятельность в терминологии самого же НКУ (п.п. 14.1.36) — это деятельность, направленная прежде всего на получение дохода, а не прибыли1. А реализация товаров/услуг как раз и предусматривает фактическое получение дохода.
1 Доходы — увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов собственников), а прибыль — сумма, на которую доходы превышают связанные с ними расходы (п. 3 разд. I НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»).
Но! Важно, чтобы операция еще имела и разумную экономическую причину (деловую цель). Согласно п.п. 14.1.231 НКУ разумная экономическая причина (деловая цель) — это причина, которая может существовать только при условии, что налогоплательщик намерен получить экономический эффект в результате хозяйственной деятельности.