* Подробнее эту тему мы поднимали в статье «Первичные водопользователи тоже имеют санитарно-гигиенические нужды!» прошлого номера журнала.
«Субъекты хозяйствования, которые имеют скважины и осуществляют забор и/или использование воды в объеме до 5 м3 в сутки не для производства (не входит в состав) напитков и фасованной питьевой воды, являются плательщиками рентной платы за специальное использование воды… за фактический объем изъятой из подземного объекта воды». Это главный вывод разъяснения в категории 121.05 ЗІР. Как вы понимаете, вывод неблагоприятный …
Давайте углубимся в детали. С 04.06.2017 г. забор и/или использование воды в объеме до 5 м3 в сутки, кроме той, что используется для производства (входит в состав) напитков и фасованной питьевой воды, не считается специальным водопользованием согласно абз. 12 ч. 3 ст. 48 ВКУ**.
** Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.
Такие изменения предусмотрены Законом № 1830***.
В то же время в абз. 9 ч. 3 ст. 48 ВКУ тем же Законом добавили оговорку, что спецводопользованием не является добыча полезных ископаемых, кроме подземных вод.
Если «наложить» эти нормы друг на друга, то получится, что добыча такого полезного ископаемого, как подземная вода, может считаться спецводопользованием. Но только если объем забора воды составляет 5 м3 в сутки и более или речь идет о воде для производства (входящей в состав) напитков и фасованной питьевой воды. Тогда нужно и получать разрешение на спецводопользование, и уплачивать рентную плату за спецводопользование.
Но только ГФСУ все видит «под своим углом зрения» ! Почему-то она отдает предпочтение абз. 9 ч. 3 ст. 48 ВКУ. И на этом основании делает вывод, что даже при незначительном (до 5 м3 в сутки) объеме забора воды уплачивать ренту за спецводопользование необходимо .
Что здесь комментировать? «Смотрю в книгу, вижу…».
Возможно, налоговики считают, что добыча подземной воды не является забором воды? Но это не так. Забор воды согласно определению из ст. 1 ВКУ — это извлечение воды из водного объекта. В свою очередь, водным объектом является в том числе водоносный горизонт. То есть нет никаких оснований утверждать, что в интересующем нас освобождении речь идет лишь о поверхностных водах.
Ничего подобного мы не найдем ни в пояснительной записке к проекту № 3323 (который потом «перерос» в Закон № 1830), ни в выводах Главного научно-экспертного управления ВРУ и «профильного» Комитета ВРУ.
Отметим, что налоговики ранее уже касались этой темы. В ИНК от 11.09.2017 г. № 1891/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, рассматривая подобный вопрос, они обращали внимание лишь на то, что ограничение в 5 м3 в сутки распространяется на водопользователя в целом, а не на отдельный водозабор — сооружение или устройство для забора воды из водного объекта.
Нормы абз. 9 ч. 3 ст. 48 ВКУ в этой консультации они как будто не заметили. Но общий вывод все равно был не в пользу плательщика: уплачивать водную ренту его обязали.
Резюмируем. Налоговики игнорируют тот факт, что с 04.06.2017 г. забор воды в объеме до 5 м3 в сутки, кроме той, что используется для производства (входит в состав) напитков и фасованной питьевой воды, не считается специальным водопользованием согласно абз. 12 ч. 3 ст. 48 ВКУ. Соответственно неправомерно требуют уплаты рентной платы за спецводопользование от владельцев скважин, независимо от объема суточного забора воды .
Если в ООО есть скважина (разрешение на спецводопользование есть), то ООО не может быть плательщиком единого налога 3 группы? Из налоговой пришел отказ.
Действия налоговиков в данном случае, увы, вполне правомерны. Смотрите: среди запрещенных для плательщиков единого налога первой — третьей групп (как для юрлиц, так и для физлиц-предпринимателей) видов деятельности п.п. 5 п.п. 291.5.1 НКУ называет добычу, реализацию полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения.
Данный запрет не содержит исключений для лиц, добывающих полезные ископаемые без цели получения дохода, в том числе исключительно для собственных нужд .
Полезные ископаемые согласно п.п. 14.1.91 НКУ включают в том числе любые подземные воды. Перечень полезных ископаемых общегосударственного и местного значения утвержден постановлением КМУ от 12.12.94 г. № 827 (ср. ). И любые воды (минеральная, питьевая, техническая) относятся к общегосударственным полезным ископаемым.
Поэтому если добываете подземные воды — значит, формально осуществляете добычу полезных ископаемых общегосударственного значения, а она с упрощенкой несовместима .
В данном случае принадлежность к субъектам с низким уровнем суточного забора воды (см. выше) проблемы не решает.