* http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/76493147.
** Много интересных и важных нюансов, связанных с товарно-транспортными накладными, вы могли почерпнуть со статьи «ТТН-вопросы: ни конца, ни края» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 12.
Суть дела. В ходе проверки налоговики усомнились в наличии у налогоплательщика оснований для включения сумм НДС в состав налогового кредита по оспариваемым хозяйственным операциям. Объясняли это налоговики нарушениями контрагентами истца налоговой дисциплины; отсутствием у его контрагента необходимых условий для достижения результатов соответствующей предпринимательской, экономической деятельности, что, по мнению налоговиков, свидетельствует об отсутствии реального совершения хозяйственных операций по приобретению услуг и работ от спорных поставщиков и их дальнейшего использования в хозяйственной деятельности.
Хотя на момент совершения спорных операций истец и его контрагенты были должным образом зарегистрированы как юрлица и плательщики НДС, учредительные документы недействительными в судебном рядом не признавались.
В результате этого налоговики приняли два налоговых уведомления-решения, которыми: (1) уменьшили сумму задекларированного плательщиком бюджетного возмещения НДС и применили штрафные (финансовые) санкции; (2) уменьшили размер отрицательного значения суммы НДС. Причем если по первому НУР сумма была относительно незначительной, то по второму — превысила 4,5 млн грн. .
Одним из аргументов налоговиков (который в контексте этой статьи интересует нас больше всего) было непредставление плательщиком на проверку документов, подтверждающих транспортировку приобретенного товара, и сертификатов качества.
Естественно, налогоплательщик с такими выводами фискалов не согласился. В итоге дело, прежде, чем попасть в Верховный Суд, прошло две судебные инстанции:
— Днепропетровский окружной админсуд, принявший в результате рассмотрения дела постановление от 01.11.2016 г.***;
*** http://reyestr.court.gov.ua/Review/66190704.
— Днепропетровский апелляционный админсуд, принявший постановление от 25.07.2017 г.****
**** http://reyestr.court.gov.ua/Review/67960146.
И в обоих постановлениях суды поддержали налогоплательщика.
Позиция Верховного Суда. Поддержал суды предыдущей инстанции и ВС. Так, в рассматриваемом постановлении он указал следующее.
1. Сертификат качества на товар не относится к документам, на основании которых формируется бухгалтерский и налоговый учет, и не содержит сведений о хозяйственной операции.
Соответственно непредоставление истцом сертификатов качества товара не является доказательством наличия состава налогового правонарушения.
2. Отсутствие товарно-транспортных накладных не является безусловным основанием ставить под сомнение осуществление хозяйственных операций. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине не устанавливают правил налогового учета расходов и налогового кредита налогоплательщика. При этом документы, обусловленные правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, в частности, товарно-транспортная накладная и путевой лист, не являются документами первичного бухгалтерского учета, подтверждающими обстоятельства приобретения и продажи товарно-материальных ценностей.
Что думают… налоговики ? На самом деле, в рассматриваемом деле речь идет о несколько нестандартной ситуации, когда налоговики (если точнее, Специализированная ГНИ по обслуживанию крупных плательщиков) усомнились в реальности хозяйственных операций в принципе (а не только в правомерности отражения расходов на транспортировку товаров). И причиной тому, как вы успели убедиться, было не только отсутствие ТТН, но и ряд других факторов.
Но общему «вектору мыслей» ГФСУ это не совсем соответствует. Так, в категории 102.02 ЗІР они указывают, что при отсутствии товарно-транспортной документации, подтверждающей получение услуг по перевозке груза, в том числе ТТН, которые относятся к первичным документам и на основании которых ведется бухучет, налогоплательщик при определении финансового результата до налогообложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета не имеет оснований для учета стоимости таких услуг при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.
То есть посягает ГФСУ в таком случае лишь на расходы по перевозке, а не на реальность поставок товаров, работ/услуг.
Соответствуют такой логике и выводы, сделанные ГФСУ в ИНК от 19.02.2018 г. № 654/6/99-99-14-03-03-15/ІПК (ср. ). В ней главное налоговое ведомство отмечало, что ТТН, составленная в случаях, предусмотренных законодательством:
— подтверждает факт предоставления услуг по перевозке товаров;
— является одним из дополнительных документальных свидетельств реальности осуществления хозяйственной операции по поставке товаров.
Мнение редакции. Мы, несомненно, поддерживаем позицию ВС, высказанную им в комментируемом постановлении. Но при этом, несмотря на позитивный вывод, помните и о фискальной позиции проверяющих (поскольку они свой подход пока точно менять не будут). Да и сами суды далеко не всегда так благосклонны…
В связи с этим рекомендуем работать с добросовестными контрагентами, которые смогут обеспечивать наличие надлежащей товарно-транспортной документации.
Но если все же в силу тех или иных обстоятельств вы вдруг станете заложником ситуации, когда налоговики в связи с отсутствием ТТН усомнятся в проведении хозоперации как таковой, помните: ваша задача — доказать ее реальность с помощью других первичных документов.