* Статья «Имущественные налоги: нюансы послабления и самоисправления» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 13).
** О чем вы могли прочесть в статье «Второй пакет» помощи от законодателя: земельно-недвижимые новости, аренда, лимиты единоналожников» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 14).
Плата за землю. Вы уже знаете, что вместо «щедрого» освобождения от уплаты обязательств за март и апрель в итоге имеем совсем скупое освобождение за март .
А по апрелю дана только месячная отсрочка по уплате.
Итак, что же теперь делать?
Тем, кто отчитывается ежемесячно, в декларации за март (предельный срок подачи которой — вторник, 21 апреля) декларировать нулевые налоговые обязательства (в части объектов, используемых в хоздеятельности).
В декларации за апрель же придется отразить уже обычный размер обязательств. Но это не точно. Есть очередные законодательные инициативы. Могут появиться льготы для тех, кто «под замком» из-за кабминовского карантина. Поэтому об апрельских обязательствах мы бы предпочли пока вообще не говорить.
Далее. ГНСУ фактически подтвердила, что предусмотренное п. 525 подразд. 10 разд. ХХ НКУ освобождение является налоговой льготой. В Справочнике № 98/2 прочих налоговых льгот по состоянию на 02.04.2020*** ей присвоен код 18010593. При этом по сравнению с предыдущей «версией» обновили формулировку льготы, а также подкорректировали дату окончания действия льготы.
*** Доведенном письмом ГНСУ от 02.04.2020 г. № 98/2.
Но если в Расчете суммы земельного налога информацию о льготе привести можно (колонки 14, 15 и 16), то в Расчете суммы арендной платы — нет.
Тем, кто отчитывается раз в год и уточненок еще не подавал, уже можно это делать (обнулять обязательство за март). При этом ГНСУ в категории 111.05 ЗІР указывает, что подают такие декларации с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ, и учитывая остановку течения таких сроков на период с 18.03.2020 г. по 31.05.2020 г. в соответствии с п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Но мы все же рекомендуем успеть не позднее четверга, 30 апреля — предусмотренного в мирное время предельного срока уплаты обязательств за март. Так будет безопаснее (зачем нам тот же налоговый долг).
Добавим, что по загадочной причине именно на этот срок НКУ обязует (а не рекомендует!) ориентироваться тем, кто отчитывается раз в год и уже успел снять через уточненку обязательства не только за март, но и за апрель. Мол, действуя таким способом, восстановить обязательство за апрель можно без уплаты «самоштрафа».
Интересно, не потерял ли тут из виду законодатель штрафное освобождение из соседнего п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Хотя с восстановлением обязательств за апрель тем субъектам, чья деятельность сейчас под карантинным запретом, советуем пока не торопиться. В ближайшее время им могут добавить освобождений-льгот, в том числе по апрелю (следите за нашими публикациями).
В качестве некой компенсации за необходимость уплаты обязательств за апрель законодатель предусмотрел перенос предельного срока их уплаты на один месяц. Новая редакция п. 525 подразд. 10 разд. ХХ НКУ говорит о необходимости их уплаты до 30.06.2020 г.
Налог на недвижимость. Здесь изменения во многом похожие. Но имеют и свои «изюминки», причем с горчинкой…
Первая неприятность. Объекты нежилой недвижимости, находящиеся в собственности физ- или юрлиц, не являются объектом обложения налогом на недвижимость в соответствии со ст. 266 НКУ в период с 1 по 31 марта (а не 30 апреля, как предполагалось ранее) 2020 года. То есть освобождение за апрель отобрали (возможно, в ближайшее время вернут, но только тем, чья деятельность под запретом).
Реализуется освобождение юрлицами через подачу уточненки.
Вторая неприятность. Тех, кто исправиться уже успел, законодатель, опять же, обязал (а не дал право!) сделать это повторно (восстановить обязательство за апрель). Причем отвел для этого конкретный срок — не позднее четверга, 30 апреля (тем, чья деятельность под запретом, советуем немного подождать).
«Подсластила пилюлю» ВРУ тем, что на уровне НКУ (абз. 4 п. 525 подразд. 10 разд. ХХ) прописала, что никаких штрафных санкций при самоисправлении не будет и в этом случае. Иначе мы бы и не согласились!
Третья неприятность, которую мы считаем не более чем недоразумением: уплатить налоговое обязательство за апрель 2020 года обязали в срок… до 30.06.2020 г. (при обычном раскладе их пришлось бы уплатить в составе квартального платежа не позднее 29.07.2020 г.). Объясняем такую оплошность ВРУ мы тем, что писались эти нормы «под копирку» рассмотренного выше исправления по плате за землю.
А то, что это «ляп», а не осознанная задумка законодателя, свидетельствует тот факт, что в последнем абзаце п. 525 подразд. 10 разд. ХХ позволена уплата
«без начисления пени и штрафных санкций, предусмотренных настоящим Кодексом за нарушение сроков уплаты налоговых обязательств по общим срокам уплаты налогового обязательства за такой период».
А какие, скажите, могут быть санкции, если уплатить обязательства вас просят даже раньше общего срока ?!
Подтверждает возможность уплаты квартального платежа не позднее 29 июля и ГНСУ в Информационном письме № 9, вопрос 3.
Потому ждем очередных изменений от законодателей , хотя это уже совсем и не смешно…
Опять же, о том, что плательщикам-физлицам (в том числе ФЛП) налоговые обязательства пересчитывают налоговики, в п. 525 подразд. 10 разд. ХХ НКУ теперь нет ни слова… Хотя сомнению этот факт и так не подлежит, как и действие для них освобождения за март.
Закончить хочется все же на мажорной ноте, а радует в этой ситуации разве что то, как мы изначально и утверждали, что освобождение по налогу на недвижимость в части объектов нежилой недвижимости не является налоговой льготой. Налоговики это подтвердили, обновив Справочники налоговых льгот по состоянию на 02.04.2020.
Потому алгоритм самоисправления, предложенный нами в предпоследнем номере, целиком подходит и теперь. Только вот минусовать нужно обязательства за один (а не два) месяца, а если уже успели исправиться, то наоборот плюсовать (опять же, за месяц).